«Шестиугольное обучение» как одна из методик технологии
«Шестиугольное обучение» как одна из методик технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Система методических приёмов (стратегий), предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.
Критическое мышление
■Один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.Один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Стадии урока
Содержание деятельности
Вызов
У учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Осмысление
Происходит направленная, осмысленная, непосредственная работа ученика с текстом. Процесс чтения (получения информации) всегда сопровождается действиями ученика, которые позволяют отслеживать собственное понимание.
Рефлексия
Ученик формирует личностное отношение к тексту (информации) и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Методика «Шестиугольного обучения»
■Позволяет за короткое время обобщить и систематизировать материал, устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы, активизировать деятельность учащихся на уроке, управлять групповым процессом.- ■Форма шестиугольных карточек (гекс) позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности.■Каждая из гекс —формализованные знания по определённому аспекту.■ Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям. ..
Варианты использования данной технологии
■Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл.■Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме, учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой.■Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.■Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи.■Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.■Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.■ Предложить учащимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.■Составить по гексу рассказ или короткое эссе.Шаблон https://www.classtools.net/hexagon/
■В первом окошке написать тему;■- во втором дать подробную инструкцию для учеников;■- в третьем записать ключевые слова для шестиугольников. Они пишутся в одну строчку. Каждая новая строчка — это новый шестиугольник.■После этого можно сохранить свою разработку в трех вариантах:■- отдельной ссылкой;■- по QR-коду;■- как отдельную веб-страницу.Осмысление
■Каждая группа работает, составляя логические связи для определенного отдела растений, затем гекс с названием отдела заменяется на пустой, группы меняются местами и им необходимо определить о каком отделе составлена логическая связь, если есть ошибки указать их.Рефлексия
■Групповая работа по классификации кислот. Каждой группе дается свой пример кислоты. Необходимо составить логические цепочки классификации предложенной кислоты по различным признакамПримеры для учителей других специальностей
Вывод
■Данный метод обучения помогает решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться.■Истина не преподноситься "на блюдечке".■Школьники учатся управлять информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни, они нее присваивают «готовое» знание, а конструируют свое, рожденное в процессе обучения.Литература
■Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/■ Гарьева Е.К. Развитие критического мышления у школьников через чтение и письмо// Управление начальной школой, 2013 -№ 9. – с.46 – 53.Технология критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Критическое мышлениеОдин из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.Методика «Шестиугольного обучения»Слайд 5Варианты использования данной технологииСлайд 7Шаблон https://www.classtools.net/hexagon/ОсмыслениеРефлексияПримеры для учителей других специальностейВыводЛитература