Для уроков химии 8 класс
(урок-игра)
«Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Учащиеся 8 класса испытывают затруднения в изучении темы « Генетическая связь между классами неорганических соединений». Особенно проблемы возникают при решении «цепочки превращений» поэтому я на уроках применяю схему, которую мы составляем вместе с учащимися.
Я предлагаю урок в ходе, которого в игровой форме с использованием мультимедийных средств обучения учащиеся обобщая ранее изученный материал, самостоятельно делают вывод о возможных путях получения веществ относящихся к различным классам неорганических соединений. Урок позволяет развивать логическое мышление учащихся, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
На первом этапе учащиеся повторяют сведения о классах неорганических соединений, продолжают формировать умение составлять уравнения химических реакций, обобщают способы получения веществ различных классов . На втором этапе обобщенные сведения систематизируются в форме схемы. На третьем этапе происходит закрепление изученного материала.
Сценарий урока
1 этап
Учитель: Тема урока « Генетическая связь между классами неорганических соединений».
До сегодняшнего урока мы уже познакомились с различными классами неорганических соединений.
Какие классы неорганических соединений вы знаете?
Школьники: Простые вещества, оксиды, соли, кислоты, основания.
Учитель: цель нашего урока обобщить ранее изученный материал и выяснить, как же связанны между собой различные соединения.
Наш урок проходит в форме игры.
1 тур
Ваша задача: выбрав номер задания назвать вещество и определить класс к которому оно относится. (Приложение№1) Участники команды делают ходы по очереди. За полный ответ команда получает 1 балл. В случае если участник команды дает неполный ответ /только называет вещество или только определяет класс соединения / команда получает 0,5 балла. В случае неправильного ответа ход переходит следующей команде.
Участники команды набравшей меньшее количество баллов становится зрителями.
2 тур.
Ваша задача закончить уравнение реакции, выбрав правильный ответ. (Приложение №2) За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В случае неправильного ответа ход переходит следующей команде. Участники команды набравшей меньшее количество баллов становится зрителями.
3 тур.
Ваша задача заполнить кроссворд.(Приложение 3)
Команда, первой правильно выполнившая задание является победителем.
Во время выполнения заданий второго и третьего тура зрители распределяют карточки с уравнениями реакций на следующие группы:
- Получение оксидов
- Получение оснований
- Получение кислот
- Получение солей
- Получение простых веществ
Второй этап
Учитель. Во время первого этапа мы с вами повторили классы неорганических веществ, способы их получения. Сейчас мы должны обобщить изученное ранее и составить схему получения неорганических веществ различных классов.
Посмотрите на карточки с уравнениями реакций выданные вам. Каким образом можно получить
- оксид металла
- основание
- из оксида металла – металл
- из нерастворимого основания – оксид
- оксид неметалла
- кислоту
- соль?
Рассмотрите выданную вам схему и отметьте на ней способы получения неорганических веществ различных классов.( Приложение № 4 ) Прошу обратить внимание на то, что в данной схеме отмечены только основные способы получения неорганических веществ. С остальными вы познакомитесь в дальнейшем.
Данная схема позволяет проследить, как связаны между собой вещества различных классов, как из одних веществ можно получить представителей других классов. Т.е. их генетическую связь.
«Толковый словарь Ожегова, Шведовой» так определяет понятие «генезис» - происхождение, история зарождения.
Третий этап.
Учитель. На практики проверим, возможно, ли действительно получить вещества, пользуясь данной схемой.
Фосфор – оксид фосфора – фосфорная кислота – фосфат натрия
Школьники, пользуясь схемой, предлагают способы получения веществ, записывают уравнения реакций.
Учитель демонстрирует опыты, сопровождая их рифмованными строчками
- Получение оксида фосфора
«Загорелся всем на диво
фосфор в колбочке красиво.
Получился надо знать –
Здесь оксид – пэ два о пять»
- Получение фосфорной кислоты
« В «белый дым» воды нальем
Кислотою станет он».
- реакция нейтрализации (взаимодействие с гидроксидом натрия)
Учитель Сегодня на уроке мы выяснили каким же способом можно получить вещества относящиеся к различным классам неорганических соединений.
Домашнее задание:
Комментарии: